экология. опыт предприятий



Экологическая ответственность бизнеса: правда или миф?
Действия российских и иностранных компаний, работающих в России, по снижению экологического следа становятся все более системными и структурированными. Например, Система Coca-Cola в России определила для себя четыре ключевых направления природоохранной деятельности.

.
Первое направление – снижение водопотребления. Вода – основа любого напитка. В то же время, это жизненно важный природный ресурс. Система Coca-Cola в России выступает
за рациональное использование воды на производстве и обеспечение очистки сточных вод предприятий. Компания ведет системную работу по водосбережению, благодаря которой с 2013 по 2016 годы объем общего водопотребления удалось сократить на 19%. При этом,
51% пришелся на забор из скважин, а доля повторно используемой воды за 2015-2016 годы увеличилась более чем в три раза. За счет этих действий Системе Coca-Cola в России удается планомерно сокращать объем сброса сточных вод.

Одновременно с этим компания стремится обеспечить максимальную очистку стоков.
Всего в России действуют 10 заводов Системы Coca-Cola, на 7 из них уже построены современные очистные сооружения, а на трех остальных заводах ведутся работы по их установке. Также на заводах внедряются инновационные технологии. Например, завод Coca-Cola HBC Россия в Истре Московской области стал первым заводом в России, который начал в тестовом режиме использовать в системе отопления биогаз, выделяемый в процессе очистки сточных вод. Суть проекта в том, что в качестве сырья для получения биогаза используется органический осадок сточных вод, который образуется при их очистке. Специальный водогрейный котел с горелкой позволяет использовать тепло от сжигания биогаза для подогрева воды на одной из стадий очистки.

Большое внимание Системы Coca-Cola в России сосредоточено на охране водоемов. Сотрудники и партнеры компании ежегодно участвуют в подобных проектах. Среди крупнейших водоохранных программ — «Живая Волга», «За чистое будущее озера Байкал», а также «День Черного моря». Все эти инициативы, прежде всего, направлены на экологическое просвещение молодежи и развитие ответственного отношения к окружающей среде.
Четыре ключевых направления природоохранной деятельности системы Coca-Cola в России:
снижение водопотребления, энергосбережение, утилизация и переработка отходов, противодействие климатическим изменениям
Второе приоритетное направление в области экологической ответственности для Системы Coca-Cola в России – это энергосбережение. Всего в период с 2013 по 2016 годы при неизменных объемах производства объем удельного потребления энергии Системой
Coca-Cola в России снизился на 15%, а общего энергопотребления – на 35%. Это произошло благодаря тщательному контролю использования энергии на всех уровнях – от отдельной единицы техники до всего завода. Компания заменяет электрическое освещение производственных и офисных помещений на энергосберегающие светодиодные светильники. Альтернативные графики технологических процессов также позволяют экономить ресурсы.

Помимо внедрения энерго- и водосберегательных инициатив, Система Coca-Cola в России планомерно уменьшает количество производственных отходов и одновременно увеличивает долю отходов, направляемых на вторичную переработку. С 2013 по 2016 годы объем образуемых отходов всех объектов компании снизился на 15%. В настоящее время 85% отходов Системы Coca-Cola в России являются перерабатываемыми. Все остальные отходы, в зависимости от их свойств и класса опасности, направляются на обезвреживание или утилизацию в специализированные организации в соответствии с требованием российского природоохранного законодательства.

Особое внимание уделяется сбору и переработке упаковки. Группа Coca-Cola HBC взяла на себя обязательство к 2020 году собирать для переработки как минимум 40% отходов потребительской упаковки, выпущенной компанией на рынок. Этот термин у профессионалов получил название «расширенная ответственность производителей». Кроме этого, Система Coca-Cola в России активно поддерживает развитие культуры ответственного обращения с отходами, принимает участие в проектах по защите окружающей среды от загрязнения, привлекает своих поставщиков, партнеров и торговые точки к инициативам по раздельному сбору мусора и переработке. Например, в ноябре 2016 года Система Coca-Cola в России запустила общероссийскую программу «Разделяй с нами!», призванную привлечь внимание общества к проблеме утилизации отходов и популяризировать культуру и практику раздельного сбора мусора в нашей стране. За первый год реализации проекта установлено около 2 000 контейнеров для раздельного сбора отходов в 20 городах России. На сегодняшний день в рамках программы в РФ собрано и переработано более 12 000 тонн пластиковых отходов. Помимо инфраструктурной части, программа «Разделяй с нами!» подразумевает образовательную составляющую: эко-уроки в школах, эко-флешмобы, эко-квесты в ВУЗах, а также субботники «Экодвор».
Общий объем инвестиций Системы Coca-Cola
в России в охрану окружающей среды
в 2013-2016 годах составил 1,1 млрд. рублей
Помимо использования переработанного пластика в упаковке, Система Coca-Cola
за последние 3 года пересмотрела и свой подход к весу упаковки. Так, был уменьшен вес стеклянной тары, что позволило снизить объемы используемого стекла на 2 658 тонн. Снизилась толщина стрейч-пленки вторичной упаковки, благодаря чему удалось сократить расход материалов на 25%. Уменьшение веса пластиковой бутылки позволило в 2013-2016 годах сэкономить 4 624 тонн ПЭТ-материалов. Облегчение упаковочного картона позволило сэкономить его использование на 49 тыс. тонн в период с 2013 по 2016 годы. Также стали использовать облегченную крышку за счет уменьшения толщины стенок.

Четвертое направление, которое Система Coca-Cola в России считает стратегическим, – это противодействие климатическим изменениям. Для уменьшения выбросов CO2 происходит планомерный переход на более высокоэкологичные и менее топливозатратные транспортные средства. В 2014-2016 годы объем потребления всех видов моторного топлива в системе поставок продукции Системы Coca-Cola в России сократился на 24%.

В 2013 году все заводы Coca-Cola перешли на закупку и использование холодильного оборудования с применением технологии охлаждения без гидрофторуглеродов, газов, которые способствуют разрушению озонового слоя, что влечет глобальные климатические изменения.
Системность и масштабность подхода Coca-Cola к решению вопросов охраны окружающей среды выражается во вполне конкретных цифрах. Общий объем инвестиций Системы
в России в охрану окружающей среды в 2013-2016 годах составил 1,1 миллиарда рублей.