КРЫЛЬЯ РОССИИ: ПАО «ТУПОЛЕВ» – 100 ЛЕТ
С надежным партнером покорять небо легко
В 40-х годах прошлого века началась история сотрудничества АО «Аэроприбор-Восход» с ПАО «Туполев». Уже более 75 лет они связаны общим делом – созданием авиационной техники, которая обеспечивает обороноспособность нашей страны.
О становлении и развитии партнерства предприятий рассказывает генеральный директор АО «Аэроприбор-Восход» Сергей АРТЕМЬЕВ.

–Наша совместная история началась с изготовления датчиков первичной информации, к которым относились приемники воздушного давления, механические указатели высоты и скорости, анероидно-мембранные датчики для регистрации полетных параметров. Начиная с 1944 года на все самолеты марки «Ту» устанавливается аэрометрическая аппаратура нашего предприятия.

По мере развития электронной техники развивались и системы, которые «Аэроприбор-Восход» поставлял на объекты разработки Туполева. В частности, в 70-х годах была осуществлена эпохальная разработка – первые аналоговые системы воздушных сигналов (СВС). Это централь высоты скорости – ЦВС, которая была установлена на Ту-16. В дальнейшем практически для всех туполевских объектов, начиная с Ту-104, Ту-134, Ту-154, была разработана пилотажно-навигационная система воздушных сигналов СВС-ПН-15.

Приобретенный опыт и результаты разработки, изготовления и эксплуатации аналоговых систем позволили специалистам «Аэроприбор-Восход» разработать первые цифровые системы. В 1976 году такая система уже ставилась на самолеты Ту-160 и Ту-95.

В 1976-м предприятие прекратило разработку аналоговых систем и перешло на цифровые. Связано это было с новым этапом развития электронной техники: появились интегральные микросхемы. Дополнительно к системам были разработаны комплектующие: источник питания, вычислитель воздушных параметров и блок питания указателей. Кроме прочего, туда включались два указателя: цифровой указатель скорости и указатель высоты.
По мере развития электронной техники развивались и системы, которые «Аэроприбор-Восход» поставлял на объекты разработки Туполева
В дальнейшем для более современных самолетов Ту-204/214 была разработана система СВС-85, которая в то время была полным аналогом зарубежных систем и соответствовала всем международным требованиям по конструктивным, эксплуатационным и техническим характеристикам. В 1996 году ее сменила новая система – СВС-96, имеющая лучшие массогабаритные характеристики: преимущество по весу в 2 раза, по точностным характеристикам – в 1,5 раза, по характеристикам надежности – в 1,2 раза.

Совместная работа по навигационной тематике началась с 70-х годов. Навигационным комплексам самолетов большой дальности полета не хватало точности. По запросу ОКБ «Туполев» наше предприятие разработало и серийно поставляло приемоиндикаторы, позволяющие по сигналам глобальных навигационных систем с особой точностью определять местоположение самолетов в пространстве в любых погодных условиях. Первым семейством самолетов, оснащенным такими системами, стали Ту-22 в различных модификациях. В настоящее время большинство самолетов марки «Туполев» оснащены приемоиндикаторами А-737 и ППА-С/В. Например, на перспективном самолете Ту-214 установлена последняя версия системы ППА-С/В.

Наши системы и их модификации устанавливаются уже на модернизированные самолеты «Ту» специального назначения стратегической и дальней авиации Воздушно-космических сил России.

Расширена область применения систем, разработанных для гражданских машин ОКБ «Туполев». Проведены испытания на соответствие военным стандартам, и теперь системы служат на объектах стратегической и дальней авиации, к примеру, на Ту-95.

В настоящее время эти разработки обеспечивают модернизацию уникальных, не имеющих аналогов в мире сверхзвуковых самолетов с изменяемой геометрией крыла. Вторую жизнь получают самолеты типа Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-22, в том числе и с помощью наших приборов.