бизнес. проверки
Когда плановые проверки незаконны
Плановые проверки бизнеса незаконны, если надзорный орган не утвердил чек-листы. Об этом говорится в письме Генеральной прокуратуры РФ
от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018.
Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрен запрос по поводу организации и проведения плановых проверок. Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации» разъяснение законодательства не отнесено
к компетенции органов прокуратуры. Вместе с тем по существу обозначенных вопросов полагаю необходимым указать следующее. Частью 11.1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее –
Закон № 294-ФЗ) установлено, что Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрена обязанность использования должностным лицом контролирующего органа при плановой проверке проверочных листов (списков контрольных вопросов). Проверочные листы разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации. Следовательно, если проверочные листы не утверждены, а обязанность их использования предусмотрена положением о виде государственного контроля (надзора), в ходе его осуществления не допускается проведение плановых проверок. Согласно частям 1–2 статьи 8.1 Закона № 294-ФЗ, при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход, определяющий интенсивность (форму, продолжительность, периодичность) мероприятий по контролю с учетом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам. В силу части 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает особую периодичность плановых проверок для таких видов государственного контроля в зависимости от категории риска, класса опасности проверяемых объектов.
Такая периодичность определена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила). Пунктами 14, 15 Правил установлено, что в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включаются проверки только в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвы
чайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска или I–V классам опасности (за исключением указанных в части 9 статьи 9 Закона
№ 294-ФЗ проверок с особой периодичностью проведения). Объекты низкой категории риска (VI класса опасности) не подлежат плановым проверкам. В силу пункта 11 Правил объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности. Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона № 294ФЗ несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки отнесено к числу грубых нарушений, влекущих признание ее результатов недействительными. Таким образом, для видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.

А.Э. Буксман, первый заместитель Генерального прокурора РФ
К сведению
В настоящее время распространено как отсутствие утвержденных чек-листов для проведения плановых проверок, так и отсутствие утвержденных критериев для определения категорий риска/классов опасности в РОП-надзорах.
Подобные правовые пробелы характерны и для видов надзора, в которых давно пора применять чек-листы. Например:
  • чек-листы не утверждены для объектов, поднадзорных Роспотребнадзору в рамках санитарно-эпидемиологического надзора (проверочные листы утверждены только для общепита, магазинов, соляриев, парикмахерских и салонов красоты);
  • чек-листы не утверждены МВД России для плановых миграционных проверок и проверок безопасности дорожного движения;
  • чек-листы не утверждены МЧС России для плановых пожарных проверок (кроме некоторых МКД, организаций торговли и общепита) и проверок соблюдения требований закона о гражданской обороне (приказ МЧС России от 11 сентября 2017 г. № 376);
  • чек-листы не утверждены для плановых проверок в сфере промышленной безопасности.

Источник: www.garant.ru